29.08.2024
Школа становится
подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа - родины,
человека, книги, родного языка, так писал Л.Н. Толстой.
Наш этнический
центр «Маранна» («Радуга») это прежде всего детская организация, которая ставит
целью сделать школьную жизнь интересной, увлекательной, полезной окружающим
людям. Наш этноцентр учит знать свой край родной, знать своей земли законы.
А как все
начиналось… В старой школе пустовал кабинет, где когда-то был клуб, в нем
проходил ликбез, искореняли неграмотность у эвенов, потом интернат. Можно сказать,
это здание одно из старых в селе. Там и решила группа энтузиастов,
болеющих за сохранение родного языка и
национальной культуры, сделать этноцентр. Мы все сделали своими руками, несли
из дома, покупали на свои деньги, просили у жителей, а еще шили, пилили,
забивали, красили… И вот состоялось
открытие в октябре 2008 года. Нашему этническому центру «Маранна» - 15 лет.
Центр имеет флаг, эмблему, песню, девиз, устав.
За эти годы стали
визитной карточкой школы, села. Открываешь книгу отзывов, у нас побывали гости
из Кореи, Швеции, Польши, Германии, из Хабаровска, Якутии, районов края,
Охотска, сел побережья. Оставили свои
отзывы бывшие выпускники школы
прошлых лет из разных уголков России.
Воспитанники
этнического центра принимали участие, были победителями, лауреатами, призерами
различных выставок, фестивалей, форумов, съездов, конкурсов международных, российских, краевых, районных и
школьных.
Выпускники нашего
центра не теряют с нами связи. Став
студентами, специалистами с теплотой и искренней благодарностью вспоминают
совместные творческие дела, которые многому научили, и, наверное, помогли в
становлении ребят, как представителей своего этноса, понять, как важно стать
человеком, знающим свои корни, язык, культуру. Нас радуют победы и достижения
наших ребят, переживаем за их промахи, даем советы, наставления.
За эти годы
работали над различными проектами – «Одаренный ребенок», «Творческая семья»,
«Семья - частица рода и народа», Литературно-музыкальная гостиная», «Аркинские
чтения», мастеровая «Нэнэл» («Мастерицы») по декоративному искусству эвенов, туристский
клуб «Екчэн», фольклорный коллектив «Гакат» («Подснежник»), Клуб хранителей
родного языка «Эдек». Стали традиционными праздники «Бакалдадяк» («Встреча»), «Хэбденэк»
(Эвенский Новый год), «Эвинэк» («Эвенские игрища»), Малая Ассамблея народов
Хабаровского края.
В тесном контакте
работаем с учреждениями села – библиотекой, СДК, больницей, общинами «Кела» и «Малтан»,
АКМНС. Социум этноцентра охватывает от дошкольников до пенсионеров. Плодотворно работаем
со специалистами, учеными из Якутии, принимали участие в разных мероприятиях. О своей работе рассказываем в
газете «Охотско- эвенская правда», в журнале «Таткачирук», газете «Илкэн» (республика
Саха-Якутия), «АИФ» (Дальинфо).
За эти
годы проведена огромная работа, достигли высоких результатов, получили
общественное признание. В соцсетях созданы разные сообщества эвенов, где можно познакомиться,
увидеть, услышать, поделиться с интересной, научной, познавательной информацией.
29.08.2024
Многолетний
опыт Аркинской школы ориентирован на становлении личностных характеристик
выпускника, любящего свой край и свое Отечество, знающего русский и родной
язык, духовную культуру и традиции.
Ежегодно
проводится месячник родного языка. В этот раз тема месячника - 85-летие Хабаровского края. Еженедельно
работали творческие лаборатории
методических объединений: учителей начальных классов, гуманитарного и
эстетического, естественно-математического циклов, учителей физической
культуры, ОБЖ и технологии.
В
практику работы школы вошли уроки, занятия, игры по национально -региональному
компоненту. Отрадно отметить, что постоянно меняются методы и приемы,
повышается качественный уровень подготовки педагогов и учащихся, что дает
высокие результаты в достижении целей в
проводимой работе. Учащиеся совместно с учителем родного языка
Безносовой М.В. разработали рабочую тетрадь по эвенскому языку для 2 класса.
Старшеклассники практикуют проведение тематических переменок: игровые,
музыкальные, танцевальные, спортивные. Вся школа танцует под этническую музыку,
малыши любят различные флешмобы.
В
течение месячника проведены конкурсы сочинений «Мой Хабаровский край», чтецов
поэзии и прозы писателей и поэтов Хабаровского края, этнографические диктанты
на школьном, краевом, российском уровнях, кроссвордов, просмотр видеофильмов
«Путешествия по Хабаровскому краю», викторина «Знатоки Хабаровского края» Учителя
проявили творчество в проведении метапредметных уроков, используя разнообразные
средства традиционной народной культуры. На краеведческих чтениях «Хабаровский
край – нам есть чем гордиться!» учащиеся с 1 по 10класс выступили с докладами.
Тематика докладов разнообразная: «Животный и растительный мир Хабаровского края»,
«Города Хабаровского края», «Край замечательных людей», «Герои России –
уроженцы Хабаровского края», «Музеи Хабаровского края», «Коренные народы»,
«Писатели и поэты нашего края». Учащиеся в своих докладах раскрыли красоту и
величие края, подвиги героев и ратные дела тружеников, совершили экскурсии по
городам и музеям, побывали в гостях у коренных народов.
О
районном семинаре «Роль этнокультурного компонента как основа развития родного
края» в газете сообщалось. Администрация школы выражает огромную благодарность
за высокую оценку проведенных мероприятий всем гостям, побывавшим в нашем селе.
Впервые
проведен Межрегиональный видеомост «Приамурье – Приохотье» - знаковое
культурно- образовательное мероприятие. Организаторами выступили Амурский
государственный университет г.Благовещенск, Морозова О.Н. завкафедрой
иностранных языков, доктор филологических наук, доцент и МКОУ СОШ с.Арка,
этнический центр «Маранӈа», руководитель Слепцова Г.Ф., учитель русского языка
и литературы, родного языка.
Видеомост открыл Санкт-Петербург, Институт
им.А.Герцена, ведущий ученый эвенскийского языка Булатова Н.Я.
Была
дана высокая оценка нашей инициативе проведения видеомоста, который послужит
площадкой для выстраивания диалога с учеными, ведущими специалистами отделов
образования, культуры, национальной политики, учителями эвенского и
эвенкийского языков.
Приняли
участие в работе видеомоста: Институт гуманитарных исследований и проблем
малочисленных народов Севера СО РАН, г.Якутск, Институт развития образования и
повышения педагогических кадров г.Магадан; экспериментальная школа-интернат
«Арктика» г.Нерюнгри,Якутия; этнокультурный центр «Мэнэдек» с.Анавгай,
Камчатский край; этноцентр «Бидекит» Амурский областной краеведческий музей им.
Г.С. Новикова- Даурского г.Благовещенск; село Ивановское Селемджинского района
Амурской обл. Ассоциация КМНС; Первомайская СОШ с.Усть-Уркима,Амурская обл.
Участники
выступили с докладами по 4 тематическим направлениям: «Языковые исследования,
разработки, проекты по проблемам Севера»; «Культурологические исследования по проблемам
Севера»; «Выстраивание коммуникации: офлайн и онлайн аудитории северных
территорий; «Грантовая деятельность в сфере сохранения языков и культур народов
Севера».
Цель
видеомоста – создание коммуникационной платформы для обмена опытом в сфере
сохранения языков и культур Севера, а также представление лучших практик в этом
направлении. Очень интересные и полезные доклады, которые показывают различные
виды деятельности в сохранении и развитии исчезающих языков коренных народов
Севера.
По
результатам работы видеомоста «Приамурье – Приохотье» разработаны методические
рекомендации, принято решение о его проведении два раза в год.
Очень
ценно, что могли поделиться личным опытом, интересными находками, полезными
идеями, советами. Каждый регион, каждый участник может показать, передать
накопленный материал для дальнейшей работы, так как конечная цель – развитие
эвенскийского, эвенского языков как средства общения между тунгусскими народами
от Приамурья до Приохотья и Дальнего Востока.
Всем
участникам высказаны пожелания творческих успехов, достижения высоких побед в
совместной плодотворной работе от организаторов видеомоста Морозовой О.Н. и
Слепцовой Г.Ф.