Положение о спецмедгруппах

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени Н.П. Ткачика
Аркинского сельского поселения

Рассмотрено
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.2023 г.

Утверждаю
Директор МКОУ СОШ
с Арка
Л.А. Филиппова
Приказ №176 от 01.09.2023г

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации занятий физической культурой обучающихся, отнесенных по состоянию
здоровья к специальной медицинской группе или освобожденных от физических нагрузок на
уроках физической культуры
I.

Общие положения.

Учащиеся муниципального казенного общеобразовательного учреждения седней
общеобразовательной школы имени Н.П. Ткачика Аркинского сельского поселения на основании
данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности
распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.
К специальной медицинской группе (СМГ) относятся лица с ограниченными
возможностями здоровья постоянного или временного характера, которые позволяют выполнять
обычные учебные нагрузки, но являются противопоказанием к занятиям по учебной программе
физического воспитания. Занятия по физическому воспитанию в этой группе проводятся по
специальным учебным программам. Перевод из специальной медицинской группы в
подготовительную производится либо при ежегодном медицинском осмотре, либо после
дополнительного медицинского обследования.
При определении медицинской группы для школьников с ограниченными возможностями
здоровья необходимо предусматривать доступность физических нагрузок, а также создание
оптимальных условий для выздоровления и предупреждения обострения заболеваний.
При комплектовании СМГ школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза
заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должны также учитывать
уровень их физической подготовленности.
Работа в СМГ направлена:
 на
укрепление
здоровья,
улучшение
физического
развития,
закаливание
организма;
 расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем
организма, ответственных за энергообеспечение;
 повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;
 освоение основных двигательных навыков и качеств;
 воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям
физической культурой;
 разъяснения значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима
труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе;
 предупреждение дезадаптации учащихся в условиях общеобразовательного учреждения.
II. Организация и функционирование спецмедгрупп.
Спецмедгруппа наполняемостью 15-20 человек организуется для учащихся 1-11 классов.

Группы комплектуются либо по классам, т.е. из учащихся 1-2, 3-4, 5-8, 9-11 классов, либо по
заболеваемости. Если число учащихся недостаточно для комплектования таких групп, то
комплектуются
разновозрастная
группа
из
учащихся
1-11
классов

Группы учащихся, отнесенных к спецмедгруппе, комплектуются для занятий физической
культурой по заключению врачебной комиссии детской поликлиники (больницы) и заявлению
родителей (законных представителей), оформляются приказом директора школы к началу нового
учебного года.
В классном журнале на странице «Листок здоровья» медицинский работник совместно с
учителем физической культуры напротив фамилии учащегося делают отметку: «спецмедгруппа,
приказ от № ».
Движение детей по группам здоровья в течение учебного года (из СМГ в
подготовительную, далее в основную и наоборот) проводится на основании справки врачебной
комиссии детской поликлиники и заявления родителей (законных представителей). На основании
этих документов директор школы издает приказ о переводе школьника в другую группу здоровья.
Медицинский работник совместно с классным руководителем и учителем физической культуры в
классном журнале на странице «Листок здоровья» напротив фамилии учащегося делают отметку:
«на основании приказа от № переведен в ….. группу».
Учет посещаемости и успеваемости школьников СМГ и прохождение ими программного
материала осуществляется в журнале для специальных медицинских групп, который заполняет
учитель, ведущий занятие в группе. Журнал хранится в учительской.
В классном журнале на предметной странице «Физическая культура» напротив фамилии
школьника, отнесенного к СМГ, делается пометка «спецмедгруппа» и из журнала СМГ
переносятся четвертные, полугодовые и годовые оценки.
Медицинское обследование обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к
медицинской группе, производится три раза в год (по окончании учебной четверти).
III. Организация образовательного процесса в спецмедгруппе.
Образовательный процесс в спецмедгруппе регламентируется расписанием занятий СМГ.
Занятия в СМГ проводятся из расчета 2 или 3 раза в неделю (40-45 минут). Учебные
занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, планируются отдельно от
основного расписания. Проведение занятий с ослабленными детьми в СМГ (отдельно от здоровых
школьников) позволяет избежать многих методических ошибок, щадить психику ребѐнка,
использовать дифференцированные нагрузки и контролировать состояние учащихся и их
адаптацию к нагрузке. Посещение занятий учащихся СМГ является обязательным. Во время
уроков физической культуры по расписанию учебных занятий эти учащиеся находятся вместе с
классом в спортивном зале или на площадке.
Ответственность за посещение учащимися уроков физической культуры и занятий СМГ
возлагается на учителя, ведущего занятия в классе (группе), а также классного руководителя, и
контролируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и школьным
медицинским работником.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе,
аттестовываются по результатам выполнения требований учебных программ по СМГ.
В случае невозможности организации в общеобразовательном учреждении деятельности
специальной медицинской группы, учащиеся, отнесенные к спецмедгруппе, при наличии
заявления родителей (законных представителей), занимаются физической культурой на уроках
вместе с классом, но по индивидуальной программе. Важнейшее требование к уроку - обеспечение
дифференцированного подхода к учащимся с учѐтом их состояния здоровья, физического
развития и двигательной подготовленности.
Занятия физической культурой в таких классах постоянно контролируются заместителем
директора по учебно-воспитательной работе.
IV.

Кадровое и финансовое обеспечение спецмедгрупп.

В СМГ работают учителя, имеющие опыт работы в общеобразовательном учреждении и
прошедшие специальную подготовку для работы в СМГ.
Оплата труда учителей за работу в спецмедгруппе осуществляется в пределах фонда
оплаты труда учреждения.

V.

Функции заместителя директора по УВР, учителей спецмедгрупп, медицинских
работников образовательных учреждений.

Заместитель директора по УВР обеспечивает создание необходимых условий для работы
СМГ, осуществляет контроль за их работой, несет ответственность за комплектование, оказывает
систематическую организационно-методическую помощь учителям в определении направлений и
планировании
работы
СМГ,
анализирует
результаты
обучения.
Работающие в СМГ учителя должны:
 знать анатомические и физиологические особенности детей разных возрастных групп;
 знать методики проведения лечебной физкультуры для больных с различными
заболеваниями;
 знать показания и противопоказания к проведению лечебной физкультуры;
 знать санитарно-гигиенические нормы при проведении занятий и правила техники
безопасности и охраны труда;
 проводить систематическую работу с обучающимися, с целью выявления их
индивидуальных возможностей и определения направлений развивающей работы,
фиксировать динамику развития обучающихся;
 вести учет освоения учащимися общеобразовательных программ;
 вести систематическое наблюдение за реакцией учащихся на предлагаемые нагрузки по
внешним признакам утомления;
 определять физиологическую кривую урока с учетом самочувствия учащихся в процессе
занятий;
 иметь следующую документацию: рабочую программу, расписание занятий, журнал учета
успеваемости и посещаемости обучающихся.
Медицинский работник образовательного учреждения трижды в год осуществляет
медицинский осмотр обучающихся, специальной медицинской группы с занесением результатов в
индивидуальную карту обучающегося, проводит анализ динамики физического развития.
VI. Система оценивания достижений обучающихся в спецмедгруппах.
При выставлении текущей отметки обучающемуся в СМГ необходимо соблюдать особый
такт, быть максимально внимательным, использовать отметку таким образом, чтобы она
способствовала его развитию и стимулировала на дальнейшие занятия физической культурой.
Текущая оценка успеваемости учащихся спецмедгруппы выставляется по пятибалльной
системе.
Прежде всего, следует иметь в виду, что дети II и III групп здоровья, которые составляют
СМГ, по своим двигательным возможностям не могут сравниться со здоровыми детьми. Общий
объем двигательной активности и интенсивность физических нагрузок обучающихся СМГ
должны быть снижены по сравнению с объемом нагрузки для учащихся основной и
подготовительной групп.
Кроме этого, каждый из обучающихся СМГ имеет свой выбор ограничений двигательной
активности, который обусловлен формой и тяжестью его заболевания. Такие ограничения
неизбежно накладывают отпечаток на степень развития двигательных навыков и качеств.
В силу вышеназванных причин оценивать достижения обучающихся СМГ по критериям,
которые используются для выставления отметки основной группы обучающихся, нельзя. Для
обучающихся в СМГ в первую очередь необходимо оценить их успехи в формировании навыков
здорового образа жизни и рационального двигательного режима.
В соответствии с письмом Минобразования России органам управления образованием от
31.10.2003 г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию
здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» рекомендуется:
а) итоговую оценку по физической культуре выставлять с учетом теоретических и
практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурнооздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность);
б) основной акцент в оценивании должен быть сделан на стойкую мотивацию учащихся к
занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей;

в) положительная оценка должна быть выставлена также обучающемуся, который не
продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии
физических качеств, но регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания учителя,
овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной и корригирующей
гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры;
г) в аттестаты об основном общем и среднем (полном) общем образовании выставляется
отметка по физической культуре.
VII. Организация учебного процесса обучающихся, освобожденных от физических нагрузок
на уроках физической культуры.
В исключительных случаях по соответствующему медицинскому заключению учащиеся
освобождаются от физических нагрузок на уроках физической культуры.
Для освобождения учащегося от физических нагрузок на уроках физической культуры
родители (законные представители) предоставляют в школу заключение врачебной комиссии
детской поликлиники (больницы) и заявление об освобождении ребенка от физических нагрузок
на уроках физической культуры.
Если учащийся освобожден от физических нагрузок на уроках физической культуры более
чем на месяц:

общеобразовательное учреждение издает приказ об освобождении обучающегося от
физических нагрузок на уроках физической культуры к началу учебного года или во время
учебного года незамедлительно после предоставления справки и заявления;

в классном журнале на странице «Листок здоровья» медицинский работник совместно с
учителем физической культуры напротив фамилии учащегося делают отметку:
«освобожден от физических нагрузок, приказ от
№ ».
Присутствие этой категории учащихся на уроках физической культуры обязательно, так как
школа несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного
процесса (п. 3. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).
В том случае, если по медицинскому заключению пребывание в спортивном зале связано с
опасностью для жизни и здоровья учащегося, освобожденного от физических нагрузок, или по
заявлению родителей (законных представителей) администрация ОУ определяет его
местонахождение во время проведения учебных занятий по физической культуре (библиотека,
медицинский кабинет, др.).
При наличии у обучающегося справки об освобождении от физических нагрузок на уроках
физической культуры, оцениваются положительно теоретические знания обучающихся по
предмету. Не допускается запись «освобожден» ни на предметной странице, ни в сводной
ведомости классного журнала.
Занятия физической культурой постоянно контролируются заместителем директора по
учебно-воспитательной работе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».