Принято Педагогический совет Протокол № 1 от 30.08.2023 г. «Утверждаю» Директор МКОУ СОШ с. Арка Л.А. Филиппова Приказ № 186-осн. от 01.09.2023 г. ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио индивидуальных образовательных достижений учащихся муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени Н.П. Ткаяика Аркинского сельского поселения (МКОУ СОШ с. Арка) 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся, (далее - Положение) разработано в целях создания условий для введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, реализации концепции профильного обучения в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, внедрения системы учета внеучебных достижений обучающихся и определяет структуру, примерное содержание портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся (далее - портфолио). Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 5 по 11 классы. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других. 1.2. Цели портфолио: - поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся; - поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; - развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся; - формировать умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; - содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся; - закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации; - обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса обучающихся в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения; - формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной. 2. Структура портфолио 2.1. Портфолио состоит из нескольких отдельных разделов: 1) Титульный лист (приложение 1) 2) Раздел "Портфолио документов" - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. (приложение 2) Этот раздел включает в себя: - предметные олимпиады - школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.; - мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др.; - образовательные тестирования и курсы по предметам; - конкурсы и мероприятия, организованные муниципальными органами управления образованием; - элективные курсы и факультативы. Указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой проходили занятия; - различные практики: учебная, трудовая. Фиксируются вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность; - документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио; - Дневник саморазвития. 3) Раздел "Портфолио работ" представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, спортивные и художественные достижения и др. (приложение 3) Этот раздел включает в себя: - исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.; - проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте; - техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание; - работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках; - другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указываются продолжительность подобных занятий, участие в концертах; - занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указываются название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты; - участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указываются тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающихся; - спортивные достижения. Указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда; - иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся; 4) раздел "Портфолио отзывов" включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов; может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и проч. Этот раздел включает в себя: - заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников и др.); - рецензия на статью, опубликованную в средствах массовой информации; - отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции; - резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных достижений; - эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения; - рекомендательное письмо о прохождении социальной практики; - иная информация, подтверждающая отношение обучающегося к различным видам деятельности. 2.2. Раздел "Портфолио документов", его содержание и порядок ранжирования документов, помещенных в раздел, составляют инвариантную часть портфолио. 2.3. Разделы "Портфолио работ" и "Портфолио отзывов" составляют вариативную часть портфолио. Вариативная часть портфолио обеспечивает учет индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, особенностей реализуемых в общеобразовательном учреждении образовательных программ. 3. Оформление портфолио 3.1 Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя в соответствии со структурой, указанной в пункте 2 настоящего Положения, в папке с файлами и (или) в электронной форме. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п. 3.2. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности. 3.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования: - систематичность и регулярность ведения портфолио; - достоверность сведений, представленных в портфолио; - аккуратность и эстетичность оформления; - разборчивость при ведении записей; - целостность и эстетическая завершенность представленных материалов; - наглядность. 3.4. Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года. 3.5. В конце учебного года проводятся анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов. 3.6. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производятся экспертной группой, назначаемой приказом директора образовательного учреждения (далее - ОУ). В состав экспертной группы в обязательном порядке входит классный руководитель. Обучающиеся имеют право участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой оценки их портфолио. 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио обучающегося 4.1. В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместители руководителя ОУ. 4.2. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом: 1) обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио; 2) директор ОУ разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио; распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности; создает условия для мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания; осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы ОУ; 3) заместитель директора ОУ по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации в практике работы ОУ технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся; осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в ОУ; 4) классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио; проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы, табель успеваемости; организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся; 5) учитель-предметник, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение обучающимися элективных и факультативных курсов; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные работы; 6) социальный педагог проводит индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу. 5. Учет результатов портфолио . Учѐт портфолио производится в соответствии с приложениями «2,3,4» 6. Результат портфолио Результат портфолио (суммарный балл внеучебных достижений по трем разделам портфолио) учитывается: - при зачислении обучающихся в профильные классы; - при написании характеристик учащихся (по требованию) (приложение 4) По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются. Если учащиеся школы участвуют в конкурсе на звание «Ученик года», то они предоставляют свои портфолио в жюри конкурса в сроки, согласно «Положению о конкурсе». Приложение 1. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Н.П. Ткачика Аркинского сельского поселения Портфолио Место для фотографии Фамилия __________________________________________________________ Имя ______________________________________________________________ Отчество __________________________________________________________ Число, месяц, год рождения __________________________________________ Год начала работы над портфолио _____________________________________ Классный руководитель___________________________________ (Фамилия, имя, отчество) Приложение 2. Ведомости участия в различных видах деятельности. Участие в олимпиадах: № Название Предмет Уровень Результат Дата Подпись Участие в общественной жизни класса и школы: № Название Содержание Уровень Результат Дата Подпись Достижения в системе дополнительного образования и иных образовательных учреждениях: № Название Сфера учѐбы Учреждение Результат Дата Подпись Дата Подпись Спортивные достижения: № Название Уровень Результат Практики: трудовая, социальная, педагогическая: № Название Содержание Учреждение Результат Дата Подпись Творческие работы, рефераты, проекты: № Название Область знаний Количество страниц Результат Дата Подпись Приложение 3. Оценка достижений учащихся по материалам портфолио. Показатели Учебная деятельность Олимпиады Спортивные достижения. Дополнительное образование. Измерители 1 - 8 класс – средний балл годовых оценок 9 класс – результаты экзаменов и средний балл аттестата 10 класс - средний балл годовых оценок 11 класс – результаты ЕГЭ и средний балл аттестата Школьная: Победитель Призер Участник Муниципальная: Победитель Призер Участник Краевая: Победитель Призер Участник Всероссийская: Победитель Призѐр Участник Международная: Победитель и призѐр Школьные соревнования: Победитель Призѐр Участник Муниципальные соревнования, спартакиады: Победитель Призѐр Участник Краевые соревнования, спартакиады: Победитель Призер Участник Всероссийские соревнования, спартакиады: Победитель Призѐр Участник Международные соревнования: Победитель и призѐр Участие в кружках, секциях Школьные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призѐр Результат балл До 5 До 5 До 5 До 5 3 2 1 5 4 3 7 6 5 9 8 7 10 3 2 1 5 4 3 7 6 5 9 8 7 10 2 3 2 Показатели Школьные мероприятия, практики Измерители Результат балл Участник Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призѐр Участник Краевые конкурсы, фестивали: Победитель Призѐр Участник 1 Участие Участвовал и стал призѐром Организация и проведение мероприятия 1 2 3 5 4 3 7 6 5 Приложение 4. Сводная итоговая ведомость. ________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество) _________________________________________________________ (полное название образовательного учреждения) Класс_________ № Показатели 1 Учебная деятельность 2 Достижения в олимпиадах, конкурсах 3 Спортивные достижения 4 Дополнительное образование 5 Участие в мероприятиях и практиках Балл ИТОГО: Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио. Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу. Дата. Директор школы __________________________ М.п. Классный руководитель: __________________________