Согласовано: педагогический совет Утверждено: Директор Л.А. Филиппова Приказ по МКОУ СОШ с. Арка №176 от 01.09.2023 протокол №1 от 30.08.2023 Совет учащихся протокол № 1 от 30.08.2023 Положение об учебном кабинете 1. Общие положения 1.1. Положение об учебном кабинете (далее – Положение) разработано в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС), Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Письмом Министерства образования и науки РФ № 03-417 от 1 апреля 2005 года «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», Федеральным законом № 273ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 года, а также Уставом Учреждения и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность Учреждения. 1.2. Настоящее Положение является локальным правовым актом Учреждения и регулирует деятельность учебных кабинетов Учреждения, а также регламентирует процесс приемки учебного кабинета к новому учебному году. 1.3. Положение устанавливает требования к учебному кабинету и его оснащению, оформлению, освещению, требования к мебели, оборудованию, учебно-методическому обеспечению, санитарному состоянию и воздушнотепловому режиму, документации, а также регламентирует деятельность заведующего учебным кабинетом и учителей-предметников, проводящих занятия в кабинете. 1.4. Учебный кабинет — это учебное помещение Учреждения, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и электронными (техническими) средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися, и методическая работа по предмету с целью повышения эффективности и результативности образовательной деятельности. 1.5. Оборудование учебного кабинета должно позволять вести эффективное преподавание предмета при всем разнообразии методических приемов и педагогических интересов учителей. 1.6. Учебный кабинет представляет собой особую развивающую среду, позволяющую реализовывать цели, ценности и принципы личностноориентированного и системно-деятельностного подходов. Эта развивающая среда способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика, его 1 творческой самореализации, поощряет к развитию у него инициативы и самостоятельности, создаѐт возможности для обучения учащихся на основе их личной активности. 1.7. Занятия в учебном кабинете должны служить формированию у учащихся: современной картины мира; общеучебных умений и навыков; обобщенного способа учебной, познавательной, коммуникативной и практической деятельности; потребности в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями; ключевых компетенций — готовности школьников использовать полученные знания, умения и способности в реальной жизни для решения практических задач; теоретического мышления, памяти, воображения; воспитанию детей, направленному на формирование у них коммуникабельности и толерантности. 1.8. Исполнение обязанностей заведующего учебным кабинетом осуществляется на основании приказа директора Учреждения в соответствии с должностной инструкцией заведующего кабинетом. 2. Требования к учебному кабинету и его оснащению 2.1. Общие требования к оснащению учебного кабинета 2.1.1. Учебный кабинет должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (к отделочным материалам; составу, размерам и размещению мебели; воздушно-тепловому режиму; режиму естественного и искусственного освещения) и требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации. 2.1.2. В соответствии с требованиями кабинет должен быть оснащен: рабочим местом преподавателя; рабочими местами учащихся (парты или ученические столы, стулья, игровые модули и др.), соответствующими росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Школьная мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья учащихся; стеллажами (шкафами) для хранения методической литературы, дидактических материалов, ученических тетрадей, наглядных пособий, приборов и т.д.; классной доской с освещением, указкой и приспособлением для размещения таблиц, карт и схем; 2 электронными средствами обучения (далее - ЭСО) - интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки (при необходимости); приборами и оборудованием для выполнения лабораторных и практических работ (для специализированных кабинетов); персональным компьютером и принтером (при необходимости); предметными стендами. 2.1.3. При оборудовании учебных кабинетов соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах: между рядами двухместных столов — не менее 60 см; между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50-70 см; между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50 см; от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной, — 100 см; от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100 см; от первой парты до учебной доски — не менее 240 см; наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски — 860 см; высота нижнего края учебной доски над полом — 70-90 см; расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели — не менее 300 см. угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места ученика за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II-III ступени образования и не менее 45° для обучающихся начального общего образования. 2.1.4. Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами. 2.1.5. Линейные размеры (диагональ) экрана ЭСО должны соответствовать гигиеническим нормативам. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия. Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарноэпидемиологическому надзору (контролю). Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука - не менее 39,6 см, планшета - 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в Учреждении не допускается. 2.1.6. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране. 3 2.1.7. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях учащимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для обучающихся 1-4-х классов — 10 минут, для 5 — 9-х классов — 15 минут. Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать: для интерактивной доски - для детей до 10 лет - 20 минут, старше 10 лет 30 минут; компьютера - для детей 1-2 классов - 20 минут, 3-4 классов - 25 минут, 5- 9 классов - 30 минут, 10-11 классов - 35 минут. 2.1.8. Организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом наклона 30°. Шрифтовое оформление электронных учебных изданий должно соответствовать гигиеническим нормативам. 2.1.9. При необходимости использовать наушники время их непрерывного использования для всех возрастных групп должно составлять не более часа. Уровень громкости не должен превышать 60% от максимальной. Внутриканальные наушники должны быть предназначены только для индивидуального использования. 2.1.10. Интерактивную доску (панель) и другие ЭСО следует выключать или переводить в режим ожидания, когда их использование приостановлено или завершено. 2.1.11. Учебный кабинет должен быть обеспечен первичными средствами пожаротушения и аптечкой для оказания первой доврачебной помощи (кабинеты повышенной травмоопасности). 2.1.12. Кабинет должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям по охране труда, предъявляемым к учебным помещениям. 2.1.13. Конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года. Проветривание в присутствии детей не проводится. 2.1.14. Контроль температуры воздуха во всех помещениях, предназначенных для пребывания детей и молодежи осуществляется Учреждением с помощью термометров. 2.1.15. В кабинете должны быть в наличии: график проветривания; инструкция по действиям в ЧС с указанием ответственного за эвакуацию; план эвакуации из учебного кабинета; аптечка с перечнем медикаментов (при необходимости); инструкции по охране труда и пожарной безопасности; журнал инструктажа учащихся по охране труда (при необходимости). 2.2. Общие требования к оформлению учебного кабинета 2.2.1. Оформление учебного кабинета должно быть осуществлено в едином стиле 4 с учетом эстетических принципов и оптимизации организации пространства кабинета: места педагога; ученических мест; размещения ЭСО. 2.2.2. При проектировании кабинета должны быть соблюдены следующие принципы дизайна: комплексность проектирования, которая предполагает одновременное решение органического сочетания инженерного, экономического и художественного конструирования; функциональность учебно-наглядных пособий, дидактических и технических средств обучения; эстетическая выразительность, целесообразность предметных форм, пропорциональность, масштабность, гармоничность всего имеющегося в школьном кабинете; учет окружающей среды и конкретных условий; единство формы и содержания; информационная выразительность всех элементов и интерьеров. 2.3. Отделка предметных кабинетов 2.3.1. Рекомендуется использовать следующие цвета красок и отделочных материалов: для потолков — белый; для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого цветов; для мебели (шкафы, парты) — цвет натурального дерева или светлозеленый; для мебели (парты, столы, шкафы) — цвета натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок — темно-зеленый; для дверей, оконных рам — белый. 2.3.2. Для отделки предметных кабинетов используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка — 0,7-0,8; для стен — 0,5-0,6; для пола — 0,3-0,5. 2.3.3. Требования к оборудованию рабочего места учителя: наличие автоматизации процесса управления электронными средствами 5 обучения; наличие доски (интерактивной, маркерной, передвижной, меловой); наличие оформленных соответствующим образом демонстрационных табло, стендов, наклеенных на полотно или картон печатных пособий с соответствующими креплениями на стену; наличие оснащенного необходимыми приспособлениями места для демонстрации таблиц и других печатных и рукописных пособий. 2.4. Освещение учебного кабинета 2.4.1. Учебный кабинет должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий. 2.4.2. В учебном кабинете должно присутствовать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 метров обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола. В мастерских для технологии (трудового обучения), актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение. 2.4.3. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО на рабочей поверхности парт в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%. При двустороннем боковом естественном освещении показатель коэффициента естественной освещенности (КЕО) вычисляется на средних рядах и должен составлять 1,5%. 2.4.4. Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается. 2.4.5. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует: не закрашивать оконные стекла; не расставлять на подоконниках цветы; очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной). 2.4.6. Система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый. 2.4.7. Не допускается в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светооизлучением. 2.4.8. Уровни искусственной освещенности в учебных помещениях для детей старше 7 лет - не менее 300 люкс, в учебных кабинетах черчения и рисования, 6 изостудиях, мастерских живописи, рисунка и скульптуры - 500 люкс, в мастерских трудового обучения 400 люкс. 2.4.9. Классная доска оборудуется местным освещением — софитами, предназначенными для освещения классных досок. 2.4.10. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. 2.4.11. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами. 2.5. Требования к мебели и оборудованию учебного кабинета 2.5.1. Основным видом ученической мебели для учащихся начальной школы должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см — 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера. 2.5.2. Размещение ученических столов (парт) в кабинете. В учебных кабинетах обычной прямоугольной конфигурации СТОЛЫ размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами парт (столов) и стенами. 2.5.3. Размеры учебной мебели в зависимости от роста детей должны соответствовать значениям, приведенным в таблице: Высота над Номер полом Высота а крышк над мебел и края полом и Групп стола, Цвет переднег по а обраще маркиров о края ГОСТ роста нного к ки сиденья, 11015- (мм) ученик по ГОСТ 93 у, по 1101611016ГОСТ 93(мм) 93 1101593(мм) 1 1000460 1150 оранжевый 260 2 1150 520 1300 фиолетовы 300 й 7 3 1300 580 1450 желтый 340 4 1450 640 1600 красный 380 5 1600 700 1750 зеленый 420 6 Свыш 760 е 1 750 голубой 460 Цветовую маркировку наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос. 2.5.4. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске; большие — дальше. 2.5.5. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. 2.5.6. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. 2.5.7. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены. 2.5.8. Не менее двух раз за учебный год школьников, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту. 2.5.9. Рассаживание учащихся должно проводиться учителями и классными руководителями под руководством врача (медицинском сестры) после измерения роста обучающихся (в обуви) в начале каждого учебного года. 2.5.10. При оборудовании учебных помещений для учащихся 6-летнего возраста рекомендуется использовать дошкольную мебель. 2.5.11. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темнозеленый цвет и антибликовое покрытие. Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого). 2.5.12. Учебные кабинеты Учреждения могут быть оборудованы интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы. 8 Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены классного помещения. Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта. 2.5.13. Кабинеты информатики и работа с ЭСО должны соответствовать гигиеническим нормативам. При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз. При использовании книжных учебных изданий гимнастика для глаз должна проводиться во время перемен. Для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться соответствующие физические упражнения (далее физкультминутки). 2.5.14. Кабинеты физики и химии оборудуют демонстрационными столами, установленными на подиуме. Демонстрационные столы должны иметь покрытие, устойчивое к действию агрессивных химических веществ и защитные бортики по наружному краю стола. Лаборантскую и учебный кабинет химии оборудуют вытяжными шкафами. 2.5.15. Учебные мастерские для трудового обучения (технологии) должны иметь площадь из расчета 6,0 кв.м на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы. 2.5.16. Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45° к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении. 2.5.17. В слесарных мастерских расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных — 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65-0,7 м. Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту учеников и оснащаться подставками для ног. 2.5.18. Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами. 2.5.19. В кабинете технологии (кулинарии), используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2 столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды. 2.5.20. Кабинет технологии (обработки ткани), используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами. Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности. 9 2.5.21. При спортивных залах оборудуются снарядные, раздевальные для мальчиков и девочек, туалеты, душевые. Площадь туалетов при спортивном зале должна составлять не менее 8,0 кв.м, душевых -12,0 кв.м. 2.6. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного кабинета 2.6.1. Учебный кабинет должен быть укомплектован учебным и компьютерным оборудованием, необходимым для выполнения образовательных программ, реализуемых Учреждением. 2.6.2. Учебный кабинет должен быть обеспечен учебниками, дидактическим и раздаточным материалом, необходимым для выполнения образовательных программ, реализуемых Учреждением. 2.6.3. В учебном кабинете в открытом доступе должны находиться материалы, содержащие минимально необходимое содержание образования и требования к уровню обязательной подготовки (ФГОС). 2.6.4. Учебный кабинет должен быть обеспечен учебниками, дидактическим и раздаточным материалом. 2.6.5. Учебный кабинет должен быть обеспечен комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ для диагностики и оценивания знаний, умений и навыков учащихся по предмету. 2.6.6. В учебном кабинете должны быть размещены (на стендах или в иной доступной для ознакомления форме): Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»; требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профилю кабинета; Положение о поощрениях и взысканиях для учащихся; Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях; требования, образцы оформления различного вида работ (лабораторных, творческих, контрольных, самостоятельных и т.п.); образцы успешного выполнения учащимися требований образовательного стандарта; анализ типичных ошибок; задания и результаты олимпиад, конкурсов, интеллектуальных марафонов по профилю кабинета и их анализ; рекомендация по организации и выполнению домашних работ; рекомендации по подготовке к различным формам диагностики; тематические разработки занятий; дидактический и раздаточный материал; материалы для организации контроля знаний и самостоятельной работы учащихся; демонстрационные материалы; творческие работы учащихся (рефераты, проекты, модели, рисунки) (при необходимости); учебно-методическая и справочная литература по дисциплине; 10 требования охраны труда и пожарной безопасности; правила поведения школьников в учебном кабинете. 2.6.7. В кабинете размещается расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, кружкам, индивидуальным занятиям с отстающими и одаренными учащимися, консультации и т.д. 2.7. Требования к санитарному содержанию учебного кабинета 2.7.1. Учебные кабинеты Учреждения подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. 2.7.2. При использовании электронного оборудования, в том числе сенсорного экрана, клавиатуры, компьютерной мыши необходимо ежедневно дезинфицировать их в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта. 2.7.3. Уборку учебных помещений проводят после окончания уроков, в отсутствии учащихся, при открытых окнах или фрамугах: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.). 2.7.4. Ежедневно после занятий мусор из учебного кабинета должен выноситься на хозяйственный двор в контейнеры. 2.7.5. Для проведения уборки и дезинфекции в Учреждении используют моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные в установленном порядке к применению в детских учреждениях, соблюдая инструкции по их применению. 2.7.6. Не реже одного раза в месяц в учебных кабинетах проводится генеральная уборка. Вытяжные вентиляционные решетки ежемесячно очищают от пыли. 2.7.7. Уборочный инвентарь маркируется в зависимости от назначения помещений и видов работ. Инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря. По окончании уборки весь инвентарь промывается с использованием моющих средств, ополаскивается проточной водой и просушивается. Инвентарь для туалетов после использования обрабатывается дезинфекционными средствами в соответствии с инструкцией по их применению. 3. Документация учебного кабинета 3.1. Наличие нормативной документации на открытие и функционирование учебного кабинета: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»; требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профилю кабинета; Положение о поощрениях и взысканиях для учащихся; Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; акт приемки учебного кабинета школьной комиссией на предмет подготовки кабинета к функционированию; приказ о назначении зав. кабинетом и лаборанта (при наличии), их 11 функциональных обязанностях (по профилю кабинета); паспорт кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и др.; договор о полной материальной ответственности (при необходимости); инвентарная и дефектная ведомости на имеющееся оборудование и инвентарь; инструкции по охране труда в кабинете для работников и учащихся, а также при работе с учебным оборудованием и при выполнении работ; инструкция о мерах пожарной безопасности в учебном кабинете: правила поведения в учебном кабинете для учащихся Учреждения; протокол решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы (по профилю кабинета) на конкретный учебный год; план работы учебного кабинета на учебный год и перспективу; журнал регистрации функционирования учебного кабинета по выполнению плана работы на учебный год; журнал регистрации инструктажей по охране труда учащихся; заключение методической комиссии о готовности программно-учебнометодических комплексов средств обучения (тематическое планирование, дидактические материалы, опорные конспекты, схемы, учебные фильмы, слайды, таблицы, планы ответов и др.) в кабинете к успешному выполнению образовательной программы школы (по профилю кабинета); аналитический материал о выполнении образовательной программы по профилю кабинета в текущем учебном году; самоанализ работы кабинета учителем; планируемые меры по устранению выявленных недостатков в работе кабинета. 3.2. Учебный кабинет Учреждения должен быть оснащен государственной символикой. 4. Требования к воздушно-тепловому режиму учебного кабинета 4.1. Помещение учебного кабинета подключено к системам централизованного отопления и вентиляции Учреждения, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды. 4.2. Не допускается использование в учебном кабинете переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением. 4.3. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебном кабинете и лаборантских должна составлять 18°-24° С; в мастерских — 17°-20° С. 4.4. Для контроля температурного режима учебные кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами. 12 4.5. Во внеучебное время при отсутствии детей в кабинетах Учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15° С. 4.6. В учебных кабинетах Учреждения, относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек. 4.7. Учебные кабинеты проветриваются во время каждой перемены при отсутствии в них школьников. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. 4.8. Отдельные системы вытяжной вентиляции предусматриваются для учебных кабинетов (особенно специализированных), столярных и слесарных мастерских. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты. 4.9. Концентрация вредных веществ в воздухе учебного кабинета школы не должна превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест. 5. Права и обязанности участников образовательной деятельности 5.1. Организация деятельности администрации 5.1.1. Администрация Учреждения обязана: определять порядок использования оборудования учебных кабинетов; следить за выполнением требований к санитарно-гигиеническим характеристикам и нормам охраны труда; обеспечивать сохранность оборудования учебного кабинета во внеурочное время и санитарно-гигиеническое обслуживание кабинета по окончании учебных занятий. 5.2. Организация деятельности заведующего учебным кабинетом 5.2.1. Заведующим учебным кабинетом назначается один из наиболее квалифицированных преподавателей среди учителей, проводящих уроки по данному предмету в кабинете. 5.2.2. Заведующий учебным кабинетом назначается и снимается с занимаемой должности приказом директора Учреждения. 5.2.3. Оплата за заведование кабинетом осуществляется на основании Положения о компенсирующих выплатах. 5.2.4. Заведующий кабинетом в своей деятельности руководствуется: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Правилами внутреннего трудового распорядка; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; настоящим Положением об учебном кабинете в школе; 13 должностной инструкцией. 5.2.5. Заведующий кабинетом организует оформление кабинета, которое по возможности должно быть выполнено профессионалом и должно иметь единый стиль оформления. 5.2.6. Заведующий учебным кабинетом обязан: обеспечивать сохранность здоровья и безопасность жизнедеятельности учащихся во время проведения уроков, консультаций, элективных курсов и иных мероприятий, предусмотренных учебным планом и планом воспитательной работы; планировать деятельность кабинета на учебный год, осуществлять заполнение паспорта кабинета; составлять режим работы учебного кабинета в части проведения занятий, консультаций и др.; осуществлять координирование деятельности преподавателей, закрепленных с учетом профиля преподаваемых дисциплин за учебным кабинетом, в оснащении его материально-технической и учебноинформационно-методической базы; вести учет имеющегося в кабинете оборудования на основе заполнения паспорта кабинета, определения актуального для оснащения программного и учебно-методического обеспечения, наглядных пособий, технических средств обучения, оргтехники и комплектующих для организации учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; принимать своевременные меры по ремонту и эстетическому оформлению кабинета с привлечением внебюджетных средств (по возможности); формировать списки и подавать заявки администрации Учреждения на приобретение необходимого оборудования, приборов, наглядных пособий согласно учебным программам; содержать учебный кабинет в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к школьному кабинету; способствовать развитию материально-технической базы кабинета в соответствии с его спецификой; следить за чистотой учебного кабинета; следить за озеленением кабинета; обеспечивать кабинет различной учебно-методической документацией; следить за режимом проветривания, за исправностью системы вентиляции и освещения; обеспечивать надлежащий уход за имуществом кабинета; обеспечивать своевременное списание в установленном порядке, пришедшего в негодность оборудования, приборов и другого имущества; организовывать внеклассную работу по предмету (консультации, дополнительные занятия, заседания клубов и др.), отражать ее в расписании работы кабинета; обеспечивать контроль соблюдения правил и требований охраны труда и 14 пожарной безопасности, правил поведения в кабинете, проводить соответствующие инструктажи с учащимися с отметкой в журнале регистрации инструктажей учащихся. 5.2.7. Заведующий учебным кабинетом школы имеет право: приостанавливать выполнение лабораторных, практических работ или иных видов учебной деятельности, если они осуществляются с нарушением правил эксплуатации оборудования кабинета, коммуникационных систем, правил охраны труда и пожарной безопасности; не допускать к работе в учебном кабинете лиц, не прошедших инструктаж по охране труда; вносить предложения администрации школы по улучшению работы учебного кабинета. 5.3. Организация деятельности учителя-предметника 5.3.1. Учитель-предметник, проводящий занятия в учебном кабинете, обязан: обеспечивать сохранность здоровья и безопасность жизнедеятельности учащихся во время проведения с ними уроков, консультаций, элективных курсов и иных мероприятий, предусмотренных учебным планом и планом воспитательной работы школы; соблюдать режим работы учебного кабинета в части проведения занятий, консультаций и др.; содействовать оснащению материально-технической и учебноинформационно-методической базы учебного кабинета; бережно использовать в работе имеющееся в кабинете оборудование, наглядные пособия, технические средства обучения, оргтехнику и комплектующие; содержать кабинет в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к учебному кабинету; следить за чистотой учебного кабинета, осуществлять его проветривание; обеспечивать бережное отношение учащихся к мебели в кабинете; обеспечивать соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности, правил поведения в кабинете, проводить соответствующие инструктажи с учащимися с отметкой в журнале регистрации инструктажей школьников. 6. Право собственности и распоряжение оборудованием учебного кабинета 6.1. Оборудование учебного кабинета, приобретенное на средства учредителя, является неотъемлемым имуществом, которым Учреждение распоряжается на основании Устава и договора с учредителем. 6.2. Оборудование и оснащение учебного кабинета, созданное педагогическими работниками во время их работы в штатной должности работника Учреждения без привлечения личных материально-финансовых ресурсов, принадлежит 15 Учреждению на правах собственности. 6.3. Оборудование и оснащение учебного кабинета школы, приобретенное за счет личных финансовых средств работника, принадлежит данному работнику Учреждения. 7. Смотр учебных кабинетов 7.1. В состав комиссии по приемке учебного кабинета к новому учебному году, назначаемой приказом директора по общеобразовательной организации, входят: директор школы, заместитель по УМР, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР, заместитель директора по АХЧ, председатель профкома, член Управляющего совета, педагогические сотрудники. 7.2. Смотр учебных кабинетов осуществляется по следующим критериям: а) документация: наличие паспорта кабинета; наличие плана развития кабинета; график работы кабинета. б) методический отдел: наличие тематического планирования, методических пособий для учителя, предметных журналов, газет; наличие современных учебно-методических комплектов, измерителей стандартов; наличие и систематизация дидактического и раздаточного материала, таблиц, карт, наглядных пособий, раздаточного материала; обеспеченность кабинета ЭСО, медиа-, аудио- и видео материалами; исследовательские, творческие работы и проекты школьников; наличие методической литературы по предмету; наличие памяток для учащихся Учреждения; наличие стендовых материалов по образовательной программе; словари, книги для внеклассного чтения. в) соблюдение санитарно-гигиенических норм: санитарно-гигиеническое состояние кабинета; сохранность и исправность школьной мебели; эстетичность оформления кабинета, озеленение; наличие системы проветривания. г) соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности: соблюдение охраны труда и пожарной безопасности в кабинете; наличие инструкций по охране труда и пожарной безопасности; наличие журналов регистрации инструктажей; наличие правил поведения в кабинете; 16 наличие плана эвакуации из кабинета; наличие инструкции о порядке действий при возникновении пожара или иной ЧС и эвакуации из кабинета; наличие первичных средств пожаротушения; наличие аптечки первой доврачебной помощи. д) оформление кабинета: постоянные экспозиции по профилю кабинета; временные экспозиции; уют. 7.3. Школьная комиссия проводит смотр учебных кабинетов один раз в год, по результатам которого издаются акты приемки кабинетов, приказ. 8. Заключительные положения 8.1. Настоящее Положение об учебном кабинете является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете Учреждения и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора Учреждения, осуществляющей образовательную деятельность. 8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 8.3. Положение об учебном кабинете принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1. настоящего Положения. 8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. С Положением об учебном кабинете., утвержденным приказом №176 от 01.09.2023 г. ознакомлены: ФИО Дата Подпись 17