ПРИНЯТО: На Педагогическом совете МКОУ СОШ с. Арка Протокол от 30.08.2023 № 1 УТВЕРЖДЕНО: Директор МКОУ СОШ с Арка _______________ Л.А. Филиппова Приказ от 01.09.2023 №1 7 6 - о д ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ДОМУ В МКОУ СОШ с Арка 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об организации индивидуального обучения детей на дому разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ с изменениями от 4 августа 2023 года, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016 года № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»; на основании Методических рекомендаций по организации обучения на дому детейинвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий от 10 декабря 2012 г. № 07 –832, Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении» № 05-283 от 7 августа 2018 года, а также Уставом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Данное Положение об индивидуальном обучении детей на дому разработано в целях реализации права на получение образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, в том числе детьмиинвалидами, по основным образовательным программам на дому и регулирует взаимодействие между участниками образовательных отношений. 1.3. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 (ст.5), для реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. 1.4. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детейинвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому. 1.5. Индивидуальное обучение организуется для лиц, которым по состоянию здоровья рекомендовано обучение на дому лечебнопрофилактическим учреждением здравоохранения. 1.6. Основными задачами индивидуального обучения являются: обеспечение щадящего режима проведения занятий на дому при организации образовательной деятельности; реализация общеобразовательных программ с учетом характера течения заболевания, рекомендаций лечебного учреждения. 1.7. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы по индивидуальному учебному плану, зачисляются в контингент обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность. 1.8. Утверждение программы обучения осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций и утверждается приказом директора школы. 1.9. При организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, в том числе детей-инвалидов, на дому допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения, индивидуальное и (или) групповое обучение, использование электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий в соответствии с законодательством. 2. Организация индивидуального обучения детей на дому 2.1. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, организует индивидуальное обучение детей на основании следующих документов: заявления родителей (законных представителей); медицинского заключения лечебного учреждения; приказа Отдела образования района; приказа по школе. 2 2.2. Образовательная организация согласовывает с родителями (законными представителями) расписание занятий, которое утверждается директором школы. 2.3. Освоение основной образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объѐма учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается текущей, промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, Положением о промежуточной аттестации. 2.4. Место проведения занятий (на дому или в школе) определяется родителями (законными представителями) обучающихся и указывается в заявлении. 2.5. Занятия проводятся по расписанию, которое составляется заместителем директора на основе базисного учебного плана, индивидуальных учебных планов в соответствии с основными санитарногигиеническими требованиями. Расписание согласовывается с родителями и утверждается руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность. 2.6. Учебный план для каждого обучающегося на дому составляется из расчета не менее: в 1-4 классах – 8 ч в неделю, в 5-7 классах – 10 ч в неделю, в 8-9 классах – 11 часов в неделю, в 10-11 классах – 12 часов в неделю. 2.7. Право на распределение часов по учебным дисциплинам предоставляется организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом психофизических особенностей, интересов детей, медицинских показаний. Такие предметы как ИЗО, музыка, МХК, ОБЖ изучаются обучающимися самостоятельно или на уроках (по желанию ребѐнка). 2.8. Решение о переводе детей, обучающихся на дому, в следующий класс принимает Педагогический совет школы на основании анализа выполнения ими скорректированных учебных программ по предметам и при наличии положительных годовых оценок. 2.9. Обучающийся, не освоивший программу по одному предмету, переводится в следующий класс условно и ликвидирует академическую задолженность в течение следующего учебного года. 2.10. Обучающиеся на дому, не освоившие учебные программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, оставляются на повторное обучение. 3 2.11. Обучающиеся на дому, освоившие образовательные программы основного общего и среднего общего образования и имеющие положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана образовательной организации, на основании решения Педагогического совета школы допускаются к государственной итоговой аттестации. 2.12. По завершении обучающимися на дому освоения общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования проводится государственная итоговая аттестация в порядке, формах и сроки, установленные законодательством. 2.13. Обучающимся, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, организация, осуществляющая образовательную деятельность, выдает документы государственного образца о соответствующем уровне образования: выпускникам IX класса - аттестат об основном общем образовании, выпускникам XI класса - аттестат о среднем общем образовании. 2.14. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, образовательная организация в связи с завершением обучения выдает свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 3. Кадровый состав 3.1. При назначении учителей, работающих с обучающимися, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные организации, преимущественно отдается учителям, работающим в данном классе. Если по объективным причинам организовать обучение на дому силами своего педагогического коллектива невозможно, то администрация имеет право привлечь педагогических работников, не работающих в данной организации. 3.2. В случае болезни учителя (в течение недели) администрация организации с учетом кадровых возможностей обязана произвести замещение занятий с учеником другим учителем. 4. Финансовое обеспечение индивидуального обучения детей на дому 4.1. Индивидуальное обучение детей на дому предоставляется обучающимся бесплатно в пределах часов ,согласованных с родителями: 4.2. Если период обучения на дому не превышает двух месяцев или 4 срок окончания обучения на дому в медицинской справке не указан, то учителям производится почасовая оплата, в остальных случаях оплата включается в тарификацию. 4.3. Во время нетрудоспособности учителя администрация школы с учетом кадровых возможностей обязана произвести замещение занятий с учеником другим учителем. Если сроки проведения уроков переносятся на другое время, они согласуется с родителями (законными представителями), издается приказ по школе о переносе занятий с указанием точного времени. 4.4. В случае болезни ученика учитель, труд которого оплачивается по тарификации, обязан отработать пропущенные часы. Сроки отработки согласовываются с родителями (законными представителями). 4.5. В случае производственной необходимости в расписание занятий могут вноситься коррективы, и время занятий может измениться. 4.6. В случае досрочного окончания занятий директор издает приказ, который передается в бухгалтерию. 5. Права и обязанности участников образовательной деятельности, реализуемой в форме индивидуального обучения на дому 5.1. Обучающийся имеет право: на получение полного общего образования в соответствии с государственным стандартом; на уважение своего человеческого достоинства, свободы совести, свободы выражения собственных взглядов и убеждений; на моральное поощрение за успехи в учении; на участие в культурной жизни класса и школы (по возможности); на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки. 5.2. Обучающийся обязан: соблюдать требования организации, осуществляющей образовательную деятельность; добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению образовательных программ; уважать честь и достоинство работников образовательной организации; соблюдать расписание занятий; 5 согласно индивидуальному расписанию быть готовым к занятиям на дому; вести дневник. 5.3. Родители (законные представители) имеют право: защищать законные права ребенка; обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в управление образования; присутствовать на уроках по рекомендации медицинского учреждения и с разрешения руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность; вносить предложения по составлению расписания занятий; получать консультативную помощь специалистов образовательной организации в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения своего ребенка. 5.4. Родители (законные представители) обязаны: выполнять требования организации, осуществляющей образовательную деятельность; поддерживать интерес ребенка к школе и образованию; своевременно ставить учителя в известность о рекомендациях врача, особенности режима дня ребенка; создавать условия для проведения занятий, способствующих освоению знаний; своевременно, в течение дня информировать организацию, осуществляющую образовательную деятельность, об отмене занятий по случаю болезни и возобновлении занятий после болезни; контролировать ведение дневника, выполнение домашних заданий. 5.5. Педагогический работник имеет права , предусмотренные Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (ст. 47 п. 3). 5.6. Учитель обязан: выполнять государственные программы с учетом особенностей и интересов детей; развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной литературой; знать специфику заболевания, особенности режима и организации домашних занятий; не допускать перегрузки, составлять индивидуальные планы занятий; 6 своевременно заполнять журнал учета проводимых занятий, в котором указываются дата занятия, тема и содержание пройденного материала, количество проведенных часов, домашнее задание и отметки о текущей успеваемости, результатах промежуточной аттестации; один раз в месяц предоставлять его на подпись родителям (законным представителям); выставлять оценки в дневник обучающегося; систематически вносить данные об успеваемости обучающегося в классный журнал. 5.7. Классный руководитель обязан: поддерживать контакт с обучающимися и родителями, выявлять особенности обучающихся и состояние здоровья больных детей; при необходимости обращаться к администрации организации, осуществляющей образовательную деятельность; вносить сведения об обучающемся, находящемся на индивидуальном обучении, в классный журнал. 5.8. Администрация обязана: на основании предоставленных документов в течение трех рабочих дней подготовить и издать приказ об организации индивидуального обучения обучающегося; составлять и согласовывать с учителями, обучающими ребенка, и родителями расписание занятий; контролировать своевременность проведения индивидуальных занятий, ведение журнала учета индивидуального обучения обучающихся; контролировать выполнение учебных программ, аттестацию обучающихся, оформление документации не реже 1 раза в четверть; обеспечивать своевременный подбор и замену учителей. 6. Оформление классного журнала и журнала индивидуальных занятий 6.1. Оформление классного журнала и журнала индивидуальных занятий производится на основании Положения о ведении школьной внутренней документации, утвержденного директором. 6.2. В классных журналах на предметных страницах у обучающегося на дому, делается запись «обучение на дому, приказ от № », отметки на эти страницы за период обучения на дому не выставляются. В классные журналы соответствующего класса выставляются только отметки четвертные, полугодовые, годовые, итоговые отметки переносятся из журнала индивидуального обучения на дому. В классный журнал, в котором есть обучающийся на дому, вкладывается копия приказа. Все отметки обучающегося на дому вносятся также и в электронный журнал. 7 6.3. В случае частичной порчи (полной утраты) журнала индивидуального обучения на дому составляется акт обследования степени утраты данного документа и выносится решение по данному факту. В случае невосполнимости данных испорченного или утерянного журнала комиссия составляет соответствующий акт списания и принимает решение о перенесении сохранившихся данных в новый журнал. Утраченные данные восстанавливаются по имеющимся в распоряжении учителя документам: тетради обучающегося, поурочные и тематические планы. 6.4. Журнал индивидуального обучения на дому хранится в архиве организации 5 лет. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее Положение об организации индивидуального обучения детей на дому является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 7.3. Положение об организации индивидуального обучения детей на дому принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Положения. 7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.