Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Н.П. Ткачика Аркинского сельского поселения Принято: Педагогическим советом МКОУ СОШ с. Арка Протокол № 1 от «30» августа 2023г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ с. Арка Л.А. Филиппова приказ № 176-од от «01» сентября2023 г Положение о группе продлѐнного дня в МКОУ СОШ с. Арка Арка, 2023 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о предоставлении услуг по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня (далее — Положение) разработано в соответствии с: -- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.1998г с изменениями на 29 декабря 2022 года; - Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.359020 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"; - Письмом Минобрнауки России от 24.09.2014 № 08-1346 «О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня» (вместе с «Методическими рекомендациями но нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»), - Уставом муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени Н.П. Ткачика Аркинского сельского поселения (далее — школа). 1.2. Положение о группе продлѐнного дня организации, осуществляющей образовательную деятельность, определяет цели и задачи, устанавливает порядок комплектования и организацию деятельности группы продленного дня (далее — ГПД), обозначает права и обязанности участников образовательной деятельности ГПД и регламентирует их делопроизводство. Решение об открытии группы продленного дня и о режиме пребывания в ней обучающихся принимается МКОУ СОШ с. Арка, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся в порядке, определенном Уставом школы. В группе продленного дня осуществляются присмотр и уход за детьми, их воспитание и подготовка к учебным занятиям, а также могут проводиться физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия. 1.3. Организация деятельности ГПД основывается на принципах демократии и гуманизма, творческого развития личности. 1.4. Деятельность ГПД регламентируется утвержденным режимом дня и планом работы воспитателя. Предельно допустимая педагогическая нагрузка в ГПД - не более 30 часов в неделю. 1.5. Каждый организованный выход детей группы продленного дня за пределы территории школы разрешается приказом директора школы с установлением ответственного за сохранность жизни и здоровья воспитанников. Маршруты прогулок, экскурсий за пределы территории школы утверждаются приказом директора. 1.6. Функционирование ГПД осуществляется с 1 сентября до окончания учебного года (в соответствии с календарным графиком). 2. Цели и задачи ГПД 2.1. ГПД создается в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности, в воспитании и развитии творческих способностей обучающихся. 2.2. Основными задачами ГПД являются: - организация пребывания обучающихся в школе при отсутствии условий для своевременной организации самоподготовки в домашних условиях из-за занятости родителей; - создание оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребенка при невозможности организации контроля со стороны родителей обучающихся; - организация пребывания обучающихся в школе для активного участия их во внеурочной и внеклассной работе; - создание оптимальных условий для реализации требований ФГОС НОО в части организации внеурочной деятельности; - организация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 3. Организация деятельности ГПД 3.1. ГПД открываются школой и функционируют при наличии запросов родителей (законных представителей) обучающихся школы на присмотр и уход за детьми при наличии соответствующих условий в школе. 3.2. ГПД открывается приказом директора школы или уполномоченного им лица и функционирует в соответствии с утвержденным режимом работы и графиком, утвержденным директором школы. ГПД не работает в выходные и праздничные дни, а также может быть закрыта по санитарно-эпидемиологическим показаниям в период карантина или в связи с закрытием школы по погодным условиям. 3.3. Наполняемость ГПД определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и требований к расстановке мебели в учебных кабинетах: не менее 2,5 кв.м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий; не менее 3,5 кв.м на одного обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий. наполняемость ГПД устанавливается в количестве не менее 12 человек. Предельная наполняемость ГПД для обучающихся с ОВЗ устанавливается в зависимости от нозологической группы. По возможности ГПД комплектуется из обучающихся одного класса либо параллельных классов школы. При незначительном запросе родителей (законных представителей) на открытие ГПД и при их согласии допускается комплектование ГПД из обучающихся разных классов школы. 3.4. Предварительное комплектование ГПД проводится в апреле на следующий учебный год. Заявление о зачислении обучающихся в ГПД принимаются ежегодно с 15 апреля до 05 сентября. 3.5. Не позднее первой недели сентября учебного года издается приказ о функционировании ГПД в текущем учебном году с указанием: наполняемости групп, нагрузки воспитателей, режима и организации работы, возложения ответственности на воспитателей за сохранность жизни и здоровья детей, определения должностных обязанностей воспитателей, возложения контроля на администрацию, определением учебных и игровых помещений. 3.6. Зачисление обучающихся в ГПД и отчисление осуществляется приказом директора школы по письменному заявлению родителей (законных представителей). 3.7. При зачислении в ГПД преимущественным правом обладают дети из малообеспеченных и многодетных семей. 3.7. Текущая деятельность ГПД регламентируется планом работы воспитателя и режимом работы ГПД, которые утверждаются директором школы. 3.8. Режим работы каждой ГПД разрабатывается с учетом расписания учебных занятий в классах, обучающиеся которых посещают данную ГПД. 4. Организация образовательной деятельности в ГПД 4.1. Предоставление школой услуги по присмотру и уходу за обучающимися в ГПД осуществляется без взимания платы. Правоотношения на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД подтверждаются следующими документами: - заявлением родителей (законных представителей) обучающегося о приеме в ГПД; - приказом директора школе о зачислении обучающегося в ГПД. 4.2. Финансирование групп продленного дня осуществляется за счет средств учредителя, а также родительской платы за питание (кроме льготных категорий обучающихся). Размер родительской платы определяется исходя из стоимости питания в школьной столовой. 4.3. При организации работы групп продленного дня учитываются требования действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. 4.4. Обеспечение соблюдения обучающимися личной гигиены и режима дня включает: - организацию прогулок и отдыха обучающихся; - организацию самоподготовки; - организацию занятий по интересам. 4.5. Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности обучающихся, посещающих ГПД, осуществляется рациональная организация режима дня. Реализуется сочетание видов деятельности обучающихся в ГПД с двигательной активностью на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные игры). После самоподготовки — участие в мероприятиях (занятия в кружках, играх, подготовка к общешкольным мероприятиям и др). 4.6. Для восстановления работоспособности обучающихся после окончания учебных занятий в школе перед выполнением домашних заданий организуется прогулка. 4.7. В режиме работы ГПД указывается время для организации: - прогулок на свежем воздухе и спортивных игр. Прогулку рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями. Обучающиеся, отнесѐнные к специальной медицинской группе или перенѐсшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой. Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений. В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения; - внеклассных занятий различной воспитательной направленности; -самоподготовки обучающихся (выполнение домашних заданий, самостоятельная, дополнительная, творческая работа по общеобразовательным программам). При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует проводить «физкультурные минутки» длительностью 1-2 минуты. Обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, предоставлять возможность приступить к занятиям по интересам. При самоподготовке воспитанники могут использовать возможности читального зала школьной библиотеки. Время, отведенное на самоподготовку, нельзя использовать на другие цели; - занятий с посещением организаций дополнительного образования, зрелищных мероприятий. 4.8. Длительность отдельных компонентов режима в группах продленного дня определяется дифференцированно в зависимости от возраста обучающихся, количества учебных уроков, объема домашних заданий в соответствии с требованиями действующих санитарно - эпидемиологических правил и нормативов. Занятия по самоподготовке следует начинать не ранее 1,5-2 часов после окончания уроков и прогулки. 4.9. Продолжительность прогулки для воспитанников составляет от одного до двух часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения: • в 1-х классах – самоподготовки нет; • во 2-3-х классах – до 1,5 часов; • в 4-х классах - до 2 часов. После самоподготовки — участие детей во внеклассных мероприятиях: занятиях в творческих объединениях, играх и т.п. 4.10. В школе организуется для воспитанников ГПД по установленным нормам горячее питание на финансовые средства родителей (кроме льготных категорий обучающихся). 4.11. Для работы ГПД с учетом расписания учебных занятий в школе могут быть использованы учебные кабинеты, физкультурный и актовый залы, читальный зал библиотеки. Порядок использования помещений и ответственность за сохранность учебного оборудования возлагаются на воспитателя или на педагогического работника, ответственного за проведение досугового занятия с воспитанниками. 4.12. По письменной просьбе родителей (законных представителей) воспитатель в ГПД может отпускать воспитанников 2-4 классов для занятий в кружках и секциях на базе школы, посещения учебных занятий в учреждении дополнительного образования. Перемещение воспитанников 1 классов для занятий в кружках и секциях на базе школы происходит в сопровождении педагога дополнительного образования. 4.13. По заявлению родителя (законного представителя) воспитатель в ГПД может отпускать ребенка домой (в указанное в заявлении время) самостоятельно. Ответственность за жизнь и здоровье в таком случае возлагается на законных представителей. 4.14. В случаях, когда один из родителей (законных представителей) ученика лишен родительских прав или ограничен в родительских правах в установленном законом порядке, родитель (законный представитель), не лишенный родительских прав и не ограниченный в правах, обязан письменно проинформировать директора школы и воспитателя ГПД об указанных ограничениях. 4.15. Воспитатель ГПД обязан удостовериться в личности лица, которое забирает обучающегося из школы. 4.16. В случаях, когда забирать обучающегося из школы пришел человек, не являющийся родителем (законным представителем) или уполномоченным им лицом, воспитатель ГПД обязан незамедлительно связаться с родителями (законными представителями) обучающегося для выяснения личности человека, пришедшего за ребенком, и причин возникновения сложившейся ситуации. В исключительном случае при условии, что ребенок знаком с человеком, который пришел его забирать, после получения подтверждения со стороны родителя (законного представителя) сведений о лице, забирающем обучающегося, при удостоверении его личности воспитатель ГПД вправе отпустить обучающегося при наличии письменного заявления данного лица с обоснованием причины, по которой он его забирает без заблаговременного извещения в форме и порядке, предусмотренных локальным нормативным актом школы. К исключительным случаям в настоящем пункте относятся чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, не зависящие от родителей (законных представителей) обучающегося или уполномоченного ими лица: - транспортный коллапс либо иная невозможность добраться до школы вовремя; - состояние здоровья одного или обоих родителей (законных представителей) или уполномоченного лица, требующее срочного медицинского вмешательства; - иной непредвиденный случай. 4.17. Родители (законные представители) или уполномоченные ими лица обязаны забрать обучающихся из ГПД незамедлительно после окончания времени работы группы. 5. Права и обязанности участников образовательной деятельности ГПД 5.1. Права и обязанности работников школы и обучающихся, посещающих ГПД, определяются Уставом, правилами внутреннего распорядка, правилами поведения обучающихся и настоящим Положением. 5.2. Директор школы, его заместитель по учебно-воспитательной работе несет ответственность за создание необходимых условий для работы группы продленного дня и организацию в ней образовательной деятельности, обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников, организует горячее питание и отдых обучающихся, утверждает режим работы группы, организует методическую работу воспитателей, осуществляет контроль за состоянием работы в ГПД. 5.3. Воспитатель ГПД несет персональную ответственность: - за качество воспитательной работы с детьми во внеурочное время; - за жизнь, здоровье и безопасность детей во время нахождения в ГПД; - за соблюдение прав и свобод ребенка; - за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего распорядка школы, законных распоряжений директора школе и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение; - за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный проступок является мерой дисциплинарной ответственности; - за нарушение Правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарногигиенических правил организации учебно-воспитательной деятельности привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством; - за виновное причинение школе или участникам образовательной деятельности ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским, административным законодательством; - за правильное использование и сохранность материальных ценностей и оборудования, выделенных для работы с детьми. 5.4. Воспитатели ГПД обязаны: - планировать и организовывать учебно-воспитательную деятельность в группе продленного дня с учѐтом специфики требований ФГОС НОО; - создавать благоприятные условия для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся с учѐтом специфики требований ФГОС НОО; - проводить с детьми во внеурочное время внеклассные, внешкольные образовательно- воспитательные, развивающие мероприятия; - организовать и контролировать самостоятельную работу обучающихся по выполнению домашних заданий, оказывать необходимую помощь; - своевременно оформлять документацию школе; - передавать ребенка дежурному администратору в случае опоздания родителя за ребенком больше чем на полчаса (после окончания работы дежурной группы). Дежурный администратор составляет акт о случившемся и передает ребенка в детскую комнату полиции, если родитель (законный представитель) не забрал ребенка в течение 2 часов после окончания работы дежурной группы. Воспитатель в ГПД сообщает дежурному администратору в случае, если за ребенком пришел родитель (законный представитель) в алкогольном или наркотическом опьянении. 5.5. Родители обучающихся, посещающих ГПД обязаны: - оказывать помощь педагогическим работникам в воспитании и обучении школьников, обеспечивать единство педагогических требований к ним; - своевременно оплачивать питание в ГПД. 5.6. Родители несут ответственность за: - своевременный приход детей в школу, на внешкольные, внеклассные мероприятия; - внешний вид обучающегося; - своевременную оплату питания детей в ГПД; - воспитание своих детей; - за занятия в системе внеурочной работы; - своевременный уход детей из школы, только в сопровождении родителей или лиц, которым доверяют родители по заявлению забирать из ГПД. 5.7. Обучающиеся обязаны: - соблюдать Устав школы; - бережно относиться к имуществу школы; - соблюдать правила поведения в школе; - выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка; - предупреждать воспитателя об уходе из ГПД, в случае самостоятельного ухода или прихода за ним родителей (законных представителей, лиц, указанных в заявлении). 5.8. Обучающиеся имеют право на: - получение дополнительного образования по выбору; - на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, уважение человеческого достоинства. 6. Делопроизводство ГПД 6.1. К документам ГПД относятся: - рабочая программа; - должностная инструкция воспитателя ГПД; - журнал посещаемости обучающихся в ГПД; - ежедневные планы; - заявления родителей (законных представителей) о принятии в ГПД, завизированные директором; - списки воспитанников ГПД; - выписка из приказа о создании ГПД и назначении воспитателя в данную группу; - копия данного Положения; - журнал посещаемости обучающимися внеклассных занятий. 6.2. Воспитатели ГПД предоставляют отчѐт о проделанной работе один раз в конце учебного года, предоставляют информацию - по мере необходимости и запросу администрации школы. 6.3. Воспитатель ГПД отвечает за состояние и организацию образовательной деятельности в ГПД, систематически ведѐт установленную документацию группы продлѐнного дня, отвечает за посещаемость группы обучающимися. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее Положение о группе продлѐнного дня является локальным нормативным актом, принимается на Общем собрании работников школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора школы с учетом мнения Совета родителей школы и Совета учащихся школы. 7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 7.3. Положение о группе продлѐнного дня школой принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Положения. 7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Приложение 1 К Положению о группе продлѐнного дня в МБОУ «СОШ №5» Директору МБОУ «СОШ №5» от проживающей(его) по адресу: дом.тел. моб.тел. ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу принять в группу продленного дня МБОУ «СОШ №5» моего ребенка , ученика(цу) класса. Нужное заполнить (подчеркнуть) За ребенком будет приходить (ФИО, степень родства) Ребенок будет уходить сам. Ребенок будет находиться в ГПД до С нормативными документами по организации групп продленного дня, режимом работы ознакомлен(а), претензий по организации процесса и содержанию образовательных программ не имею. « » 202 г. / /