Положение о ГПД

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени Н.П. Ткачика
Аркинского сельского поселения
Принято:
Педагогическим советом
МКОУ СОШ с. Арка
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ с. Арка
Л.А. Филиппова
приказ № 176-од от «01» сентября2023 г

Положение
о группе продлѐнного дня
в МКОУ СОШ с. Арка

Арка, 2023

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о предоставлении услуг по присмотру и уходу
за детьми в группах продленного дня (далее — Положение) разработано
в соответствии с:
-- Федеральным
законом
от 29.12.2012
№ 273-ФЗ
«Об образовании
в Российской Федерации»;
- Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от
24.07.1998г с изменениями на 29 декабря 2022 года;
- Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.359020 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного
питания населения";
- Письмом Минобрнауки России от 24.09.2014 № 08-1346 «О направлении
методических
рекомендаций
по
нормативно-правовому
регулированию
предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня»
(вместе с «Методическими рекомендациями но нормативно-правовому
регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах
продленного дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»),
- Уставом муниципального казенного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы имени Н.П. Ткачика Аркинского сельского
поселения (далее — школа).
1.2. Положение о группе продлѐнного дня организации, осуществляющей
образовательную деятельность, определяет цели и задачи, устанавливает порядок
комплектования и организацию деятельности группы продленного дня (далее —
ГПД), обозначает права и обязанности участников образовательной деятельности
ГПД и регламентирует их делопроизводство.
Решение об открытии группы продленного дня и о режиме пребывания в ней
обучающихся принимается МКОУ СОШ с. Арка, реализующей образовательные
программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, с
учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся в порядке,
определенном Уставом школы. В группе продленного дня осуществляются
присмотр и уход за детьми, их воспитание и подготовка к учебным занятиям, а
также могут проводиться физкультурно-оздоровительные и культурные
мероприятия.
1.3. Организация деятельности ГПД основывается на принципах демократии и
гуманизма, творческого развития личности.
1.4. Деятельность ГПД регламентируется утвержденным режимом дня и
планом работы воспитателя. Предельно допустимая педагогическая нагрузка в ГПД
- не более 30 часов в неделю.
1.5. Каждый организованный выход детей группы продленного дня за
пределы территории школы разрешается приказом директора школы с
установлением ответственного за сохранность жизни и здоровья воспитанников.

Маршруты прогулок, экскурсий за пределы территории школы утверждаются
приказом директора.
1.6. Функционирование ГПД осуществляется с 1 сентября до окончания
учебного года (в соответствии с календарным графиком).
2. Цели и задачи ГПД
2.1. ГПД создается в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении
навыкам самостоятельности, в воспитании и развитии творческих способностей
обучающихся.
2.2. Основными задачами ГПД являются:
- организация пребывания обучающихся в школе при отсутствии условий для
своевременной организации самоподготовки в домашних условиях из-за занятости
родителей;
- создание оптимальных условий для организации развития творческих
способностей ребенка при невозможности организации контроля со стороны
родителей обучающихся;
- организация пребывания обучающихся в школе для активного участия их во
внеурочной и внеклассной работе;
- создание оптимальных условий для реализации требований ФГОС НОО в
части организации внеурочной деятельности;
- организация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление
здоровья обучающихся.
3. Организация деятельности ГПД
3.1. ГПД открываются школой и функционируют при наличии запросов
родителей (законных представителей) обучающихся школы на присмотр и уход
за детьми при наличии соответствующих условий в школе.
3.2. ГПД открывается приказом директора школы или уполномоченного
им лица и функционирует в соответствии с утвержденным режимом работы и
графиком, утвержденным директором школы.
ГПД не работает в выходные и праздничные дни, а также может быть закрыта
по санитарно-эпидемиологическим показаниям в период карантина или в связи
с закрытием школы по погодным условиям.
3.3. Наполняемость ГПД определяется исходя из расчета площади на одного
обучающегося и требований к расстановке мебели в учебных кабинетах:

не менее 2,5 кв.м на одного обучающегося при фронтальных формах
занятий;

не менее 3,5 кв.м на одного обучающегося при организации групповых
форм работы и индивидуальных занятий.

наполняемость ГПД устанавливается в количестве не менее 12 человек.
Предельная наполняемость ГПД для обучающихся с ОВЗ устанавливается
в зависимости от нозологической группы.
По возможности ГПД комплектуется из обучающихся одного класса либо
параллельных классов школы. При незначительном запросе родителей (законных
представителей) на открытие ГПД и при их согласии допускается комплектование
ГПД из обучающихся разных классов школы.

3.4. Предварительное комплектование ГПД проводится в апреле на следующий
учебный год. Заявление о зачислении обучающихся в ГПД принимаются ежегодно
с 15 апреля до 05 сентября.
3.5. Не позднее первой недели сентября учебного года издается приказ о
функционировании ГПД в текущем учебном году с указанием: наполняемости
групп, нагрузки воспитателей, режима и организации работы, возложения
ответственности на воспитателей за сохранность жизни и здоровья детей,
определения должностных обязанностей воспитателей, возложения контроля на
администрацию, определением учебных и игровых помещений.
3.6. Зачисление обучающихся в ГПД и отчисление осуществляется приказом
директора школы по письменному заявлению родителей (законных представителей).
3.7. При зачислении в ГПД преимущественным правом обладают дети из
малообеспеченных и многодетных семей.
3.7. Текущая деятельность ГПД регламентируется планом работы воспитателя
и режимом работы ГПД, которые утверждаются директором школы.
3.8. Режим работы каждой ГПД разрабатывается с учетом расписания учебных
занятий в классах, обучающиеся которых посещают данную ГПД.
4.

Организация образовательной деятельности в ГПД

4.1. Предоставление школой услуги по присмотру и уходу за обучающимися
в ГПД осуществляется без взимания платы. Правоотношения на оказание услуг по
присмотру и уходу за детьми в ГПД подтверждаются следующими документами:
- заявлением родителей (законных представителей) обучающегося о приеме в
ГПД;
- приказом директора школе о зачислении обучающегося в ГПД.
4.2. Финансирование групп продленного дня осуществляется за счет средств
учредителя, а также родительской платы за питание (кроме льготных категорий
обучающихся). Размер родительской платы определяется исходя из стоимости
питания в школьной столовой.
4.3. При организации работы групп продленного дня учитываются
требования действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
4.4. Обеспечение соблюдения обучающимися личной гигиены и режима дня
включает:
- организацию прогулок и отдыха обучающихся;
- организацию самоподготовки;
- организацию занятий по интересам.
4.5. Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и
сохранения работоспособности обучающихся, посещающих ГПД, осуществляется
рациональная организация режима дня. Реализуется сочетание видов деятельности
обучающихся в ГПД с двигательной активностью на воздухе до начала
самоподготовки (прогулка, подвижные игры). После самоподготовки — участие в
мероприятиях (занятия в кружках, играх, подготовка к общешкольным
мероприятиям и др).
4.6. Для восстановления работоспособности обучающихся после окончания
учебных занятий в школе перед выполнением домашних заданий организуется
прогулка.

4.7. В режиме работы ГПД указывается время для организации:
- прогулок на свежем воздухе и спортивных игр. Прогулку рекомендуется
сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями.
Обучающиеся, отнесѐнные к специальной медицинской группе или перенѐсшие
острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр выполняют
упражнения, не связанные со значительной нагрузкой. Одежда обучающихся во
время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и
перегревания и не стеснять движений. В непогоду подвижные игры можно
переносить в хорошо проветриваемые помещения;
- внеклассных занятий различной воспитательной направленности;
-самоподготовки
обучающихся
(выполнение
домашних
заданий,
самостоятельная, дополнительная, творческая работа по общеобразовательным
программам).
При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует
проводить «физкультурные минутки» длительностью 1-2 минуты. Обучающимся,
закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, предоставлять
возможность приступить к занятиям по интересам.
При самоподготовке воспитанники могут использовать возможности
читального зала школьной библиотеки. Время, отведенное на самоподготовку,
нельзя использовать на другие цели;
- занятий с посещением организаций дополнительного образования, зрелищных
мероприятий.
4.8. Длительность отдельных компонентов режима в группах продленного
дня определяется дифференцированно в зависимости от возраста обучающихся,
количества учебных уроков, объема домашних заданий в соответствии с
требованиями действующих санитарно - эпидемиологических правил и нормативов.
Занятия по самоподготовке следует начинать не ранее 1,5-2 часов после окончания
уроков и прогулки.
4.9. Продолжительность прогулки для воспитанников составляет от одного до
двух часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения:
•
в 1-х классах – самоподготовки нет;
•
во 2-3-х классах – до 1,5 часов;
•
в 4-х классах - до 2 часов.
После самоподготовки — участие детей во внеклассных мероприятиях:
занятиях в творческих объединениях, играх и т.п.
4.10. В школе организуется для воспитанников ГПД по установленным нормам
горячее питание на финансовые средства родителей (кроме льготных категорий
обучающихся).
4.11. Для работы ГПД с учетом расписания учебных занятий в школе могут
быть использованы учебные кабинеты, физкультурный и актовый залы, читальный
зал библиотеки. Порядок использования помещений и ответственность за
сохранность учебного оборудования возлагаются на воспитателя или на
педагогического работника, ответственного за проведение досугового занятия с
воспитанниками.
4.12. По письменной просьбе родителей (законных представителей)
воспитатель в ГПД может отпускать воспитанников 2-4 классов для занятий в
кружках и секциях на базе школы, посещения учебных занятий в учреждении

дополнительного образования. Перемещение воспитанников 1 классов для занятий в
кружках и секциях на базе школы происходит в сопровождении педагога
дополнительного образования.
4.13. По заявлению родителя (законного представителя) воспитатель в ГПД
может отпускать ребенка домой (в указанное в заявлении время) самостоятельно.
Ответственность за жизнь и здоровье в таком случае возлагается на законных
представителей.
4.14. В случаях, когда один из родителей (законных представителей) ученика
лишен родительских прав или ограничен в родительских правах в установленном
законом порядке, родитель (законный представитель), не лишенный родительских
прав и не ограниченный в правах, обязан письменно проинформировать директора
школы и воспитателя ГПД об указанных ограничениях.
4.15. Воспитатель ГПД обязан удостовериться в личности лица, которое
забирает обучающегося из школы.
4.16. В случаях, когда забирать обучающегося из школы пришел человек, не
являющийся родителем (законным представителем) или уполномоченным им
лицом, воспитатель ГПД обязан незамедлительно связаться с родителями
(законными представителями) обучающегося для выяснения личности человека,
пришедшего за ребенком, и причин возникновения сложившейся ситуации.
В исключительном случае при условии, что ребенок знаком с человеком,
который пришел его забирать, после получения подтверждения со стороны родителя
(законного представителя) сведений о лице, забирающем обучающегося, при
удостоверении его личности воспитатель ГПД вправе отпустить обучающегося при
наличии письменного заявления данного лица с обоснованием причины, по которой
он его забирает без заблаговременного извещения в форме и порядке,
предусмотренных локальным нормативным актом школы.
К исключительным случаям в настоящем пункте относятся чрезвычайные и
непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, не зависящие от
родителей (законных представителей) обучающегося или уполномоченного ими
лица:
- транспортный коллапс либо иная невозможность добраться до школы
вовремя;
- состояние здоровья одного или обоих родителей (законных представителей)
или уполномоченного лица, требующее срочного медицинского вмешательства;
- иной непредвиденный случай.
4.17. Родители (законные представители) или уполномоченные ими лица
обязаны забрать обучающихся из ГПД незамедлительно после окончания времени
работы группы.
5. Права и обязанности участников образовательной деятельности ГПД
5.1. Права и обязанности работников школы и обучающихся, посещающих
ГПД, определяются Уставом, правилами внутреннего распорядка, правилами
поведения обучающихся и настоящим Положением.
5.2. Директор школы, его заместитель по учебно-воспитательной работе несет
ответственность за создание необходимых условий для работы группы продленного
дня и организацию в ней образовательной деятельности, обеспечивает охрану жизни
и здоровья воспитанников, организует горячее питание и отдых обучающихся,

утверждает режим работы группы, организует методическую работу воспитателей,
осуществляет контроль за состоянием работы в ГПД.
5.3. Воспитатель ГПД несет персональную ответственность:
- за качество воспитательной работы с детьми во внеурочное время;
- за жизнь, здоровье и безопасность детей во время нахождения в ГПД;
- за соблюдение прав и свобод ребенка;
- за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин
Устава и правил внутреннего распорядка школы, законных распоряжений директора
школе и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей,
установленных должностной инструкцией, в том числе за неиспользование
предоставленных прав, несет дисциплинарную ответственность в порядке,
определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых
обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено
увольнение;
- за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с
физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также
совершение иного аморального проступка может быть освобожден от занимаемой
должности в соответствии с трудовым законодательством и федеральным законом
от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за
данный проступок является мерой дисциплинарной ответственности;
- за нарушение Правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарногигиенических правил организации учебно-воспитательной деятельности
привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях,
предусмотренных административным законодательством;
- за виновное причинение школе или участникам образовательной деятельности
ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей
несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных
трудовым и (или) гражданским, административным законодательством;
- за правильное использование и сохранность материальных ценностей и
оборудования, выделенных для работы с детьми.
5.4. Воспитатели ГПД обязаны:
- планировать
и
организовывать учебно-воспитательную деятельность
в группе продленного дня с учѐтом специфики требований ФГОС НОО;
- создавать благоприятные условия для индивидуального развития и
нравственного формирования личности обучающихся с учѐтом специфики
требований ФГОС НОО;
- проводить с детьми во внеурочное время внеклассные, внешкольные
образовательно- воспитательные, развивающие мероприятия;
- организовать и контролировать самостоятельную работу обучающихся по
выполнению домашних заданий, оказывать необходимую помощь;
- своевременно оформлять документацию школе;
- передавать ребенка дежурному администратору в случае опоздания родителя
за ребенком больше чем на полчаса (после окончания работы дежурной группы).
Дежурный администратор составляет акт о случившемся и передает ребенка в
детскую комнату полиции, если родитель (законный представитель) не забрал
ребенка в течение 2 часов после окончания работы дежурной группы. Воспитатель в

ГПД сообщает дежурному администратору в случае, если за ребенком пришел
родитель (законный представитель) в алкогольном или наркотическом опьянении.
5.5. Родители обучающихся, посещающих ГПД обязаны:
- оказывать помощь педагогическим работникам в воспитании и обучении
школьников, обеспечивать единство педагогических требований к ним;
- своевременно оплачивать питание в ГПД.
5.6. Родители несут ответственность за:
- своевременный приход детей в школу, на внешкольные, внеклассные
мероприятия;
- внешний вид обучающегося;
- своевременную оплату питания детей в ГПД;
- воспитание своих детей;
- за занятия в системе внеурочной работы;
- своевременный уход детей из школы, только в сопровождении родителей или
лиц, которым доверяют родители по заявлению забирать из ГПД.
5.7. Обучающиеся обязаны:
- соблюдать Устав школы;
- бережно относиться к имуществу школы;
- соблюдать правила поведения в школе;
- выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего
распорядка;
- предупреждать воспитателя об уходе из ГПД, в случае самостоятельного
ухода или прихода за ним родителей (законных представителей, лиц, указанных в
заявлении).
5.8. Обучающиеся имеют право на:
- получение дополнительного образования по выбору;
- на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, уважение
человеческого достоинства.
6. Делопроизводство ГПД
6.1. К документам ГПД относятся:
- рабочая программа;
- должностная инструкция воспитателя ГПД;
- журнал посещаемости обучающихся в ГПД;
- ежедневные планы;
- заявления родителей (законных представителей) о принятии в ГПД,
завизированные директором;
- списки воспитанников ГПД;
- выписка из приказа о создании ГПД и назначении воспитателя в данную
группу;
- копия данного Положения;
- журнал посещаемости обучающимися внеклассных занятий.
6.2. Воспитатели ГПД предоставляют отчѐт о проделанной работе один раз в
конце учебного года, предоставляют информацию - по мере необходимости и
запросу администрации школы.

6.3. Воспитатель ГПД отвечает за состояние и организацию образовательной
деятельности в ГПД, систематически ведѐт установленную документацию группы
продлѐнного дня, отвечает за посещаемость группы обучающимися.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение о группе продлѐнного дня является локальным
нормативным актом, принимается на Общем собрании работников школы и
утверждается (либо вводится в действие) приказом директора школы с учетом
мнения Совета родителей школы и Совета учащихся школы.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством
Российской Федерации.
7.3. Положение о группе продлѐнного дня школой принимается на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в
порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.

Приложение 1
К Положению о
группе продлѐнного дня в
МБОУ «СОШ №5»

Директору МБОУ «СОШ №5»
от
проживающей(его) по адресу:
дом.тел.
моб.тел.
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу принять в группу продленного дня МБОУ «СОШ №5» моего ребенка
, ученика(цу)
класса.
Нужное заполнить (подчеркнуть)
За ребенком будет приходить
(ФИО, степень родства)

Ребенок будет уходить сам.
Ребенок будет находиться в ГПД до
С нормативными документами по организации групп продленного дня,
режимом работы ознакомлен(а), претензий по организации процесса и содержанию
образовательных программ не имею.

«

»

202

г.

/

/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».