Положение о целевой модели наставничества

Рассмотрено на педагогическом совете
Протокол №1 от 28.08.2021

Утверждено приказом директора
№109 от 01.09.2021г
Л.А. Филиппова

ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В МКОУ СОШ С АРКА ИМЕНИ Н.П. ТКАЧИКА
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МКОУ СОШ с Арка (далее - положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение
постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об
утверждении методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся
для
организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования,
в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
1.2. Целевая модель наставничества МКОУ СОШ с Арка (далее школа), осуществляющая
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в
целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа",
"Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального
образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
1.3. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого,
регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в
деятельности наставничества.
2. Основные понятия и термины
2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования

навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы
наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции.
2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и
поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
2.6. Координатор
сотрудник
школы,
осуществляющей
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который
отвечает за организацию программы наставничества.
2.7. Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным,

дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального
образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за разработку проекта
программы в соответствии с выбранной формой, формирование наставнических пар в своей
форме и реализацию наставнического цикла.
2.8. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых

для реализации программ наставничества в школе.
2.9. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с

ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом,
мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует
стажировки и т.д.).
3.

Цели и задачи наставничества

3.1 Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала
личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной
самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание
условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и
профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее
- педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МКОУ СОШ с Арка
3.2 Основными задачами школьного наставничества являются:
 разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;
 разработка и реализация программ наставничества;
 реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за
деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;
 инфраструктурное и
материально-техническое обеспечение реализации
программ наставничества;
 осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и
педагогов, участвующих в программах наставничества;
 проведение внутреннего мониторинга реализации и
эффективности программ
наставничества в школе;
 формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
 обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.
4. Организационные основы наставничества
4.1 Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
4.2 Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора
школы по учебно – воспитательной работе.
4.3 Координатор и кураторы целевой модели наставничества назначается приказом директора
школы.
4.4 Реализация наставнической программы происходит через работу координатора и кураторов с
двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.
4.5 Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы,
координатором, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами
школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих
участников программы.
4.6 Наставляемым могут быть обучающиеся:
 проявившие выдающиеся способности;
 демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
 с ограниченными возможностями здоровья;
 попавшие в трудную жизненную ситуацию;
 имеющие проблемы с поведением;
 не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.
4.7 Наставляемыми могут быть педагоги:
 молодые специалисты;





находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками,
ИКТ компетенциями и т.д.
 Наставниками могут быть:
 обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных,
творческих и адаптационных вопросах;
 педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического
опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
 родители обучающихся – активные участники родительских советов;
 выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;
 сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
 успешные предприниматели или общественные деятели, которые
чувствуют потребность передать свой опыт;
 ветераны педагогического труда.
4.9 База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей
школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов,
учащихся и их родителей (законных представителей).
4.10 Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном
согласии.
4.11 Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от
совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных
представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников.
4.12 Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с
программами наставничества.
4.13 Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе и
утверждается приказом директора школы.
4.14 С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о
сотрудничестве на безвозмездной основе.
5. Реализация целевой модели наставничества.

5.1 Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных
потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются формы
наставничества. (Например, «Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Учитель –
ученик» и тд)
5.2 Представление программ наставничества по формам на педагогическом совете.
5.3 Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник - наставляемый:
 Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
 Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
 Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы
наставничества с наставником и наставляемым.
 Регулярные встречи наставника и наставляемого.
 Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
 Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года.
 Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении
встречи – планировании.
6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
6.1 Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система
сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или
отдельных ее элементах.
6.2 Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:




оценка качества процесса реализации программы наставничества;
оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников, динамика образовательных результатов.
6.3 Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества
проходит на "входе" и "выходе" реализуемой программы.
6.4 Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества:
промежуточный и итоговый.
6.5 В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.








7. Обязанности наставника:
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, Устава МКОУ СОШ с Арка, определяющих права и обязанности.
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы
развития.
Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и
открытого диалога.
Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним
долгосрочную перспективу и будущее.
Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на
риски и противоречия.
Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у
наставляемого своего индивидуального видения.



Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует,
подталкивает и ободряет его.



Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его
поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива,
содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора



Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной
работе с предложениями и выводами.












8. Права наставника:
Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством.
Защищать профессиональную честь и достоинство.
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения.
Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы
наставничества.
Получать психологическое сопровождение.
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
9. Обязанности наставляемого:
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, Устава МКОУ СОШ с Арка ,определяющих права и обязанности.
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
Выполнять этапы реализации программы наставничества.
10. Права наставляемого:
Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством.






Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
11. Механизмы мотивации и поощрения наставников.












Мероприятия по популяризации роли наставника.
Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном
уровне.
Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях.
Проведение
конкурсов профессионального
мастерства "Наставник года",
«Лучшая пара», "Наставник + ".
Создание специальной рубрики "Наши наставники" на школьном сайте.
Создание на сайте методической копилки с программами наставничества.
Доска почета «Лучшие наставники».
Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"
Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений,
касающихся
развития
школы.
12. Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:










Положение о наставничестве в МКОУ СОШ с Арка
Приказ директора школы о внедрении целевой модели
наставничества;
Целевая модель наставничества в МКОУ СОШ с Арка.
Дорожная карта внедрения системы наставничества в МКОУ СОШ с Арка
Приказ о назначение координатора и кураторов внедрения Целевой модели
наставничества МКОУ СОШ с Арка
Приказ
об организации «Школы наставников» с утверждением программ и
графиков обучения наставников.
Приказ «Об утверждении наставников и наставнических пар/групп».
Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели
наставничества». 


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».